ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ


ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ
ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ в биологическом смысле охватывает огромный круг сложнейших явлений, изучение к-рых составляет содержание -значительной части современной биологии. Многочисленные явления, касающиеся физиологии и патологии П. ж., не могут быть поняты без знания биологических основ, сущности и происхождения инстинктов полового и размножения, сущности наследственности и законов ее передачи, развития полов и их диференци-ровки, анатомии половых органов, роли и деятельности желез внутренней секреции и особенно половых желез, сущности полового влечения, механизма полового акта и т. д. Нормальная половая жизнь обусловливается прежде всего наличием Половых органов. Недоразвитие половых органов или различные уродства в анатомии последних препятствуют нормальной П. ж. Половые -органы служат половой деятельности и в более широком смысле—размножению. Они являются местом образования половых клеток, служащих размножению, а также определенных продуктов внутренней секреции, к-рые оказывают величайшее влияние на морфол. и психич. свойства мужских и женских особей. Во время полового созревания гормоны определяют развитие физ. и псих, признаков. В процессе дальнейшего развития весь организм в целом, а также и отдельные органы и клетки, процессы чувствований и сознания находятся под огромным влиянием деятельности половых желез и их гормонов. Половые железы и выделяемые ими половые гормоны являются внутренними раздражителями, обусловливающими половое влечение, без нормального разви- тия к-рого невозможна П. ж. Удаление половой железы (кастрация), врожденная полная или относительная недостаточность половой железы (гипогенитализм) вызывают серьезные нарушения в развитии половых органов и их функций, а также и в развитии организма в целом; половое влечение резко понижается и может полностью отсутствовать. При врожденной гиперфункции половой железы происходит явление гипергенитализма, к-рый характеризуется преждевременным развитием половой зрелости (ри-bertas praecox) и большей частью также чрезмерным развитием половых органов и вторичных половых признаков. Явления гипо- и гипергенитализма могут быть также обусловлены различными заболеваниями половой железы. Функция половых желез находится в тесном взаимодействии со всей системой внутренней секреции (см.). Вся гормональная система находится в тесном взаимодействии с нервной системой, также и с конституцией человека в целом. В свою очередь все эти системы, находясь, с одной стороны, под влиянием факторов наследственного порядка, с другой—стоят под непрерывным влиянием факторов внешней, в условиях человеческой жизни, социальной среды (питание, температура, условия труда, различные раздражители нервного порядка, неодинаковые в городе и на селе, среди пролетариата и буржуазии и т. п.). Отсюда совершенно очевидно, что все явления, связанные с П. ж. и в особенности относящиеся к половой зрелости, половому влечению, половому акту, должны рассматриваться во всей сложной совокупности и взаимодействии биологического и социального. Это в одинаковой мере относится как к физиологии П. ж., так и к патологии последней. Половая жизнь человека представляет собой явление далеко не только биологического, но и социального порядка. Сексуальный инстинкт человека реализуется в физ. связь между полами в известной соц. обстановке, и эта исторически меняющаяся обстановка остается решающей для половых отношений в обществе, для начала, путей и характера П. ж., для соц. институтов, вырастающих в той или иной мере на основе сексуальности (брак, семья, проституция). Это становится в наст. время понятным даже нек-рым буржуазным исследователям. Так, виднейший современный английский антрополог Малиновский (Mali-nowski) пишет в монографии, опубликованной им в 1931 г., касающейся сексуальной жизни тробрианд—туземцев островов Британской Новой Гвинеи: «Хотя любовная жизнь и является самым важным, но только одним из многих существующих отношений между полами. Нельзя исследовать ее в отдельности, а только в тесной связи с правовым положением мужчины и женщины, с их семейными отношениями, с распределением хозяйственных функций между ними обоими. Половая жизнь в самом широком смысле слова есть скорее социологическая и куль-. турная сила, нежели только физическая связь между людьми». На более ранней ступени первобытности половые отношения людей характеризуются половым общением, не регулируемым какими-либо правилами или обычаем. «В первобытном состоянии человеческого общества,-—пишет Энгельс, резюмируя итоги исследования Моргана по истории семьи,—господствовала полная свобода половых отношений в пределах опреде- ! ленного племени, так что в нем каждая женщина принадлежала каждому мужчине, и каждый мужчина—каждой женщине». Энгельс считал эту первобытную форму половых отношений беспорядочной постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. «Но, — писал он, — отсюда еще отнюдь не следует необходимость смешения всех без разбора в повседневной практике. Отнюдь не исключается существование временных одиночных пар». Ряд крупнейших антропологов и этнографов прошлых десятилетий (Lubbock, Bastian, Spencer, Bancroft, Southerland, Powers, Ковалевский), а также и самого последнего времени (Des-kamps, Roth, Felix Bryck, Малиновский), в подтверждение существовавшего на первобытной ступени развития человечества промиск-витета, указывает на отсутствие каких-либо ограничений свободы половых отношений у многих современных первобытных народов. По Map гольду, среди туземцев островов Марки-зовых, Филиппинских, Маршал я, Мадисона и др. в сексуальную жизнь втянуты даже дети. С раннего возраста их приучают к своеобразным половым забавам. Игры детей в «любовные сношения» широко распространены. У Баконго родители поощряют маленьких девочек к половым сношениям, так как это доказывает, что они обладают надлежащими желаниями и позднее будут иметь детей. Другие племена в ранней П. ж. видят «подготовку и упражнение для важнейшей задачи мужчины и женщины» (Мар-гольд). Феликс Брик в монографии, опубликованной в 1928 г. на основании своих исследований племен Bantu (Bagischu, Bagand, Budama, Banioro и др.) во время 2-летнего пребывания в экваториальной Африке на Севере от Виктория-Ниана, сообщает, что среди многих негритянских племен молодежь до вступления в брак живет в промисквитете. Эпохи, последовавшие за первой ступенью первобытности, уничтожили промисквитет как своеобразную форму половых отношений и П. ж., покоившихся на отсутствии частной собственности и первобытном коммунизме с его всеобщим равенством, уничтожавшим право сильнейшего индивидуума и сильнейшего пола. Мимолетные физиол. связи — сначала под влиянием разделения труда между мужчиной и женщиной, на основе выполнения женщиной функции рожать детей, а затем под влиянием перехода от кочевого к оседлому образу жизни, усложнения хозяйственных форм, вечных войн между дикарями, развития меновой торговли и растущих элементов частной собственности— постепенно переходят в более или менее проч-ные половые союзы, к-рые обычаем, а потом правом и законом ограничивают половую свободу, гл. обр. женщины. У всех дикарей и народов низшей ступени варварства женщина еще пользовалась не только равным, но и привилегированным положением в области хозяйства, социальной, семейной и П. ж. Матриархат устанавливал для женщины несравненно большую сексуальную свободу, нежели для мужчин. «Девушка, оставшаяся девственной,—говорит Барбоза о наирах,—не будет по их мнению допущена в рай». «Замужняя женщина берберийских племен пользуется тем большим уважением, чем больше друзей она имеет среди мужчин» (Лафарг). По Майнерсу, у камчадалов лучшей рекомендацией для девушки служит наибольшее количество любовников. 286                                                                                    ПОЛОВ-? В эпоху феодализма говорить о П. ж. как о чем-то едином, характерном для всего общества не приходится. Половые отношения и П. ж. были различны у различных классов феодального общества1—сеньоров, купцов, крестьян, ремесленников. Характер половых отношений и, П. ж. определялся хозяйственной жизнью каждого класса, характером семейной организации, ролью, какую играла женщина каждого класса в соц. жизни, браке и семье: «Для рыцаря или барона, как и для владетельного князя, женитьба являлась политическим актом, делом увеличения своего могущества при помощи новых связей; решающую роль должны были играть интересы династии, фамилии, а отнюдь не личные желания» (Энгельс). Брак между феодалами представлял собой экономическую сделку, имеющую своей целью умножить богатство феодала и передать его по наследству тому, кто был «плотью и кровью» феодала. Отсюда исключение личных склонностей и симпатий в феодальном браке, подчиненное положение женщины, охрана ее «верности». Женщина заключается в терема и замки, к ней приставляются телохранители, на нее в период отлучки феодала надеваются особые пояса целомудрия (Keuschheitsgiirtel, Ceinture de chastete, Keuschheitsschloss, Venusband, Treu-schutz), ее прелюбодеяние жестоко карается. Христианство, мораль и право этого периода относились к женщине как к низшему существу, как к «janua diaboli» (ворота дьявола), к олицетворению греховности, существу, к-рое «должно покрываться краской стыда при одном только сознании, что она является женщиной». Церковь и государство превратили брак в порабощение женщины; своими аскетическими идеалами они пытались подавить один из могучих человеческих инстинктов—половую любовь и половое чувство. Последнее однако пробивало себе дорогу через все преграды лживой морали господствующих классов. Подавленное в своих здоровых устремлениях оно превратилось в порок. Хроники феодальной эпохи повествуют, касаясь сеньоров, о «необузданности чресл от первых волнений юности до самой старости» (Ламберт). В феодальных замках-разыгрывались разнуз-даннейшие оргии, мужские и женские монастыри этого периода времени сделались публичными домами наихудшего порядка, противоестественные формы П. ж. широко распространились. Запертые в замках женщины находили тысячу способов обходить бдительность телохранителей и добывали ключи к поясам целомудрия. Дочери феодалов проникали к гостящим у их отцов рыцарям и принуждали их к сближению.. Проституция в средневековых городах выросла до необычайных размеров, и сифилис, занесенный в Европу в конце 15 и в начале 16 вв., нашел здесь благоприятную почву для своего распространения. Произвол феодала и помещика и зависимое Положение крестьянина в значительной мере определяли половые отношения <в среде крестьянства. Феодалу принадлежало «право первой ночи» (jus primae noctis), по к-рому феодал имел право проводить первую ночь с каждой девушкой, вышедшей замуж за крестьянина, который принадлежал феодалу. «Женская половина средневекового крестьянского пролетариата была предоставлена правом и законом в распоряжение господина для удовлетворения его прихотей» (Schidrowitz). Несмотря однако на всю тяжесть условий жиз- Я ЖИЗНЬ -4^**                                                                       28& ---------------. ■»--------f~----rjf---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ни крестьянства феодальной эпохи, именно в этом классе больше, чем в каком-либо другом, половые отношения складывались под влиянием личной склонности, и если Энгельс относит возникновение индивидуальной любви к сред-: ним векам, то первые ростки ее появляются именно в крестьянстве. Брак по любви, а не по хозяйственному расчету гораздо чаще встречался в крестьянстве, чем у знатных господ, и девушки здесь пользовались большей свободой, чем дочери рыцарей и бояр. -Если девушка, дочь рыцаря, сходилась с мужчиной до брака, она и весь ее род считались опозоренными; в крестьянстве в те времена на это дело смотрели просто и позора в том, что люди сошлись до брака, не видели. Половые отношения и П. ж. в капиталистическом обществе также различны у разных классов. У буржуазной молодежи половое чувство. обычно пробуждается задолго до биол. и соц.. созревания; П. ж. начинается весьма рано. Половое созревание у зажиточных классов происходит раньше,чему пролетариата и крестьянства (см. Менструация). Основные причины этого более раннего полового созревания привилегированного класса лежат в следующем: мясная, богатая жирами, вкусно приготовленная пища этих классов является значительным раздражителем для нервной системы; отсутствие физ. труда и, наоборот, ранний умственный труд, связанный с сидячим образом жизни в равномерй® отапливаемых закрытых помещениях, действует ускоряюще на процесс полового созревания.,До данным Мееровского (Ме-erowsky) на основ&нии обследования им в 1907 г. бреславльских врачей и студентов, пробуждение полового чувства происходило на 5—6-м году жизни у 8,5% всех опрошенных, 7—-8-м году—4,5%, 9—10-м году—£5%, 11—12-м году—31,3% , 13—14-м году—16,4%, 15—16-м году—19,4%, 17—18-м году—6%. По данным Жбанкова на основании обследований в 1908 г. курсисток, в основном принадлежащих к буржуазным и среднебуржуазным группам населения, пробуждение полового чувства до 14 лет было отмечено у 59,9% всех обследованных. Обследование 1926 г. (Гуревич и Гроссер) харьковского студенчества, в подавляющем большинстве состоявшем из рабочих и крестьян, говорит о более позднем пробуждении полового чувства у этих групп по сравнению с буржуазными. Основная причина этих различий коренится в том, что лица, принадлежащие к состоятельным классам, имеют несравненно более обильные источники сексуальных раздражений, чем их имеет пролетариат. Отсутствие физ. труда, праздная жизнь, кино, литература, ночная жизнь капиталистических городов, уличная проституция, публичные дома, тысячи ресторанов, баров, варьете, дилей с неизменно несущимися из них звуками фокстрота и чарльстона, чуть прикрытая одеждой нагота женщин—все это пробуждает половое чувство слишком рано, ведет к огромному распространению онанизма и раннему началу П. ж. —Большую роль в этом раннем пробуждении полового чувства, а в связи с этим и раннего начала П. ж. играет ханжеское отношение буржуазного общества ко всем вопросам, связанным с П. ж., а в связи с этим полное отсутствие полового воспитания и просвещения. Сведения, касающиеся П. ж., дети буржуазных кругов получают не от родителей, воспи-. тателей пли врачей, а от товарищей, из порно- графической литературы, из наблюдений над П. ж. взрослых и т. п. Совершенно очевидно, что все эти источники не могут направить пробуждающееся половое чувство в здоровое русло. По данным Мееровского относительно бреславльских врачей и студентов первое половое сношение было в 14—15 лет у 3% всех опрошенных, в 16—17 лет у 18%, в 18—19 лет у 50%. По данным Членова, обследовавшего в 1904 г. половую жизнь московского студенчества, 51% мужчин начали П. ж. до 16 лет. По данным статистики одной немецкой высшей школы 80% опрошенных имели первое половое сношение до 18 лет. По данным проф. Дюка (Duck) обследование в 1928 г. одного лицея в небольшом городе Рейнской провинции показало, что 70% школьниц в возрасте выше 14 лет жило уже П. ж.'—Линдсей (Lindsey) говорит, что 90% современной американской мужской молодежи имеют сексуальный опыт еще до окончания школы, т. е. до 18 лет. Весьма высокие цифры приводятся в том же отношении Каль-вертоном для женской молодежи Америки. Не может быть никакого сомнения, что с соц.-гиг. точки зрения начало П. ж. в раннем возрасте представляет собой явление чрезвычайно отрицательное. Ни организм мужчины ни организм женщины к этому времени еще не созрели. Поэтому весьма важно именно в этот период времени накоплять физ. и псих. силы. Ранняя же П. ж. будет вести не к накоплению сил, а к их растрате. Боязнь забеременеть будет отравлять существование многим молодым женщинам, начинающим рано свою П. ж.; раннее начало П. ж. обречет женщину на более длительный период деторождения, следовательно на большее число беременностей, родов, абортов, и это в возрасте, когда организм к этому далеко еще не подготовлен. Наконец поскольку у буржуазной молодежи П. ж. обычно начиналась с проститутками, она вела к возможностям уже весьма рано заразиться венерической болезнью. По данным Мееровского 94% обследованных им студентов и 92% врачей первый половой акт имели с проститутками. Примерно такие же цифры дают и другие обследования.-Первый половой акт служит в подавляющем большинстве случаев началом б. или м. регулярной П. ж. Начиная. П. ж. с проститутками,-буржуазная молодежь ив дальнейшем идет по пути беспорядочных кратковременных •связей или с проститутками или с девушками из тех социальных групп, к-рые в капиталистическом обществе составляют обычно кадры, из которых формируется проституция: домашняя прислуга, продавщицы магазинов, служащие кафе, ресторанов, пивных, танцовщицы, хористки. Известный немецкий психиатр Гель-пах считал, что беспорядочные связи «несомненно представляют продукт большого города и тесно связаны с развитием капитализма». И. Блох еще в начале нынешнего столетия беспорядочный, кратковременный характер П. ж., обнаружившийся, как он писал, «в такой ужасающей мере и столь роковым образом», называл «дикой любовью». Огромный психологический вред и соц.-гиг. опасность этой «дикой любви» не подлежат никакому сомнению. Для женщины частая смена мужчин в этих коротких связях, сведение их только к половым отношениям—-означает невозможность возникновения более глубоких духовных отношений; «дикая любовь» принижает ее до положения простого объекта физ. наслаждения мужчины. У мужчины этот характер половых отношений, к-рые в конце-концов превращаются в культ только грубого полового акта без малейшей потребности более духовной связи, переносится затем и в брак. В результате невозможности более глубоких духовных отношений как с той. так и с другой стороны—обоюдно мимолетный характер половых отношений, взаимное недоверие, превращение любви в вид своеобразного полового спорта, без внутреннего тепла, только как стремление удовлетворить- свою жажду наслаждения. Т.о. «дикая любовь» вносит огромную развращенность в П. ж. Представляя собой постоянное и посредствующее звено между гигиенически безупречными половыми отношениями и проституцией, она таит в себе.опасность перенесения на отношения полов всех вредных влияний проституции. «Дикая любовь» препятствует всякому облагораживанию и оздоровлению П. ж.: с точки зрения соц. гигиены она является могучим фактором в деле распространения вен. б-ней. По данным Мееровского 51,9% им обследованных болело вен. б-нями. По данным московской студенческой анкеты 1904 г. б-ные вен. б-нями составляли 25%, среди юрьевских студентов их было 27,6%. По Жбанкову, вен. б-нями болело 6,8% курсисток, живших П. ж. Все эти цифры заболеваемости вен. б-нями буржуазной молодежи значительно более высоки, по сравнению с цифрами заболеваемости пролетариата. По данным Бляшко в Берлине заболевали ежегодно вен. б-нями 16,5% купцов, 25% студентов и 8% пролетариата. Так. обр. 41% заболеваний на социальных верхушках (купцы и студенты) противостоят как свидетельство здоровой П. ж. 8% заболеваний среди пролетариата. Гауштейн, Кампфмейер и другие также утверждают, что вен. заболевания в рабочей среде несравненно ниже, чем в среде буржуазии; пользование проституцией среди пролетариата также во много раз меньше, чем среди господствующих классов. Линдсей-Кальвертон, Михельс и др. исследователи последнего времени утверждают, что в наст, время роль проституции в П. ж. буржуазной мужской молодежи значительно пала. Они объясняют это тем, что особенно после войны, когда в сексуальных взглядах буржуазной молодежи произошла революция, в добрачную П. ж. вступили также широкие слои женской буржуазной молодежи. Последнее явление может считаться бесспорным фактом. Вместе с тем, поскольку проституция в капиталистическом обществе не только постоянно существует, но в условиях современного экономического кризиса беспрерывно увеличивается, поскольку буржуазная молодежь не прекращает пользоваться проституцией,— все это ведет только к расширению круга больных вен. болезнями, росту беременностей и абортов среди женской буржуазной молодежи. Проф. Дюк указывает, что из 750 обследованных школьниц одного немецкого лицея—45% обследованных были больны вен. б-нями, 100 девушек из 750 были беременны. Линдсей и Каль-вертон приводят потрясающие цифры распространения венеризма и абортов среди женской буржуазной молодежи Америки. Такова П. ж. буржуазной молодежи современных капиталистических стран. Половые отношения и П. ж. состоящих в браке представляют собой еще более безотрадную картину. Маркс и Энгельс еще в конце прошлого столетия весьма ярко вскрыли сек- 29» суальные отношения и П. ж. капиталистического брака. Показывая влияние промышленного капитализма на брак, Энгельс писал: «Право первой ночи по наследству перешло от феодала к фабриканту. Проституция выросла до неслыханных размеров и даже самый брак превратился в законом признанную форму разврата, в его официальный покров, дополняясь к тому же многочисленными незаконными связями» («Анти-Дюринг»). «Буржуазный брак,— писали Маркс и Энгельс,—является общностью жен» («Коммунистический манифест»). Основой, на к-рой покоится буржуазный брак, является частная собственность, денежные отношения: «Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно сантиментальный покров и свела их к отношениям чисто денежным» («Коммунистический манифест»). Иван Блох определял количество браков по расчету в буржуазном обществе в 75%; Макс Нордау считал этот процент еще более высоким. Прекрасной иллюстрацией того, что брак в современном буржуазном обществе является коммерческой сделкой, служит наличие во всех странах различных брачных бирж, брачных бюро, тысяч брачных анонсов, ежедневно публикуемых во всех почти буржуазных газетах и л^уриалах. Отсюда вытекает почти полное отсутствие в буржуазном браке чувства личной склонности, симпатии, духовного единства; отсюда именно то, что в буржуазном браке «на место всех физических и духовных чувств,—как пишет Маркс,—стало простое отчуждение всех этих чувств, чувство обладания». Частнособственническая и денежная основа буржуазного брака приводит к «невыносимой скуке супружеского сожития» (Энгельс), к тому, что «нарушение супружеской верности стало необходимым общественным явлением» (Энгельс), что «возлюбленный жены и муж-рогоносец» (Энгельс) стали характерными фигурами «единобрачной» семьи эпохи капитализма. Эти полные злой иронии и сарказма характеристики Маркса и Энгельса отношений между полами в буржуазном браке могут быть полностью применимы к половым отношениям и половой жизни буржуазного общества современной эпохи загнивания капитализма. Фридлендер следующим образом характеризует сексуальные отношения современной Германии: «Сексуально-этический идеал христианства, целомудрие до брака и чистота брачных отношений, причем само собой разумеется, что брак есть союз моногамный и прочный,—• этот идеал в настоящее время нигде не осуществляется хотя бы только приблизительно. Всякий искренний наблюдатель должен согласиться, что в действительности многобрачие и про-мисквитет представляют в настоящее время форму половой жизни для значительного большинства». Эта оценка сексуальных отношений современной Германии совершенно правильна: безудержность половой жизни молодежи, катастрофическое падение числа браков, все увеличивающееся, несмотря на законодательные препятствий, число разводов, рост, вместе со втягиванием женщины в трудовой процесс, сексуальной свободы, осуществляемый ею на деле протест против «двойственной половой морали» и выражающийся в том, что в своем сексуальном поведении она начинает подражать мужчине, рост внебрачной рождаемости при резком снижении общей рождаемости, околобрачный институт Freundschaft, разросшаяся до небывалых размеров явная и тайная прости- туция, более широкий, чем это было до войны занос вен. б-ней в брак и семью, растущий гомосексуализм, возросшая до необычайных размеров абортивность при одновременном широком применении противозачаточных средств— таков фон сексуальных отношений в современной Германии. Ту же картину наблюдаем и в других капиталистических странах. «Америка,—пишет Ми-хедьс (Michels) в 1928 г.,—вот уже 16 лет в значительно большей степени, чем Европа, стоит перед сексуальным кризисом». Этот кризис охватил почти все слои современной Америки, но наиболее глубоко он проявился у господствующих классов. Сексуальные отношения дошли среди этих господствующих классов до полного разложения вследствие того, что семья уже давно перестала быть экономической ячейкой, а брак духовным единством двух людей. В эпоху загнивающего капитализма среди паразитического класса буржуазии и плутократии окончательно оформляется биологически малоценный и социально бесполезный тип женщины. Не знающая домашней или профессиональной работы, воспитанная в буржуазной жажде роскоши и расточительности, не имеющая детей или имеющая самое большее одного ребенка, в воспитании которого женщина не принимает участия,—такой тип женщины не может составить основы для семьи. Балы, поездки в автомобилях, наряды, спорт, участие в конкурсах красоты—таковы обычные занятия девушек и женщин, принадлежащих к классам со средним и высшим доходом. И именно женщины из этих классов выступают сейчас в первую очередь в Америке как разрушители брака и семьи. Недаром проблема «жен из класса, имеющего досуг», стала сейчас объектом «глубокомысленных» американских исследований. Развод для женщин этого класса. стал сейчас признаком «хорошего тона»; вступая в брак, она сразу же застраховывает себя от развода. Разводясь, она стремится сорвать с мужчины возможно больше денег. Во время бракоразводного процесса она на нек-рое время становится героиней дня, рекламой и приманкой для газет, льстящих ее пустому тщеславию.—Еще безотраднее мужской тип из этих же классов. «Натасканные исключительно на добычу денег,'—пишет Ми-хельс,—молодые американцы играют в половых отношениях или совсем жалкую пассивную роль, предоставляя агрессивность женщине, или же характеризуются крайней грубостью в ' нравах; последний тип производит отталкивающее впечатление. Занятые погоней за деньгами, почти всегда находящиеся вне дома, они также уже давно перестали составлять основу семьи». Кризис сексуальных, брачных и семейных отношений современного буржуазного общества и лицемерие и ханжество «пастырей» этого общества ярко отражаются в папской энциклике, выпущенной римским цапой Пием XI в 1931 г. «Брак, эта божественная институция,— пишет он,—в настоящее время предается презрению и унижению. Уже не только в тайне и во тьме, но и публично, безо всякого чувства стыда, устно и в печати, во всякого рода зрелищах, в романах, любовных историях и сатирах, в кинопредставлениях и в докладах по радио, короче—во всех изобретениях нового времени, святость брака втаптывается в грязь и выставляется на посмешище. Развод, нарушение супружеской верности и самые позорные пороки возвеличива- ются или по меньшей мере описываются яркими красками, как-будто они свободны от всякой вины и от позора». В «Положении рабочего класса в Англии» и в «Капитале» Маркс и Энгельс рисуют половые отношения и П. ж. пролетариата.Описывая моральный и интелектуальный характер пролетариата до промышленной революции, Энгельс пишет: «Они были „почтенными" людьми и хорошими отцами семейства, вели нравственную жизнь потому, что раз поблизости не было ни кабаков ни непотребных домов, они не имели и повода быть ненравственными. Патриархальные семейные отношения не нарушались до самой свадьбы детей. Молодые люди росли в идиллической невинности и близости со своими товарищами по играм до самой свадьбы, и если половые сношения-между ними и происходили почти, всегда до свадьбы, то это происходило только тогда, когда стороны признавали за собой моральное обязательство к вступлению в брак и завершившийся брак снова приводил все в порядок» (Ф. Энгельс, «Положение рабочего класса в Англии»). Возникновение промышленного капитализма разрушило эту идиллию патриархальных семейных отношений. Невоздержанность в потреблении алкоголя и в половых сношениях стала пороком англ. рабочих: «И этот порок,—пишет Энгельс,—вытекает с неизбежной железной необходимостью из общего положения этого класса, предоставленного самому себе без средств пользоваться надлежащим образом своей свободой. Буржуазия предоставила емутолько эти два наслаждения, возложив на него массу тяжкого труда и страданий. Чтобы кое-как насладиться этой жизнью, рабочие набрасываются поэтому со всей страстью на эти два наслаждения, предаваясь им самым чрезмерным и беспорядочным образом. Когда людей ставят в положение, достойное только животного, им ничего более не остается, как или восстать против этого, или на самом деле сделаться животными» (Ф. Энгельс, «Положение рабочего класса в Англии», стр. 147). «Безнравственность молодежи в Шеффильде,—пишет Энгельс,—больше кажется, чем где бы то ни было; впрочем трудно сказать, какой город заслужил пальму первенства в этом отношении; о каком городе ни читать в отчете, кажется, что именно он заслужил эту пальму первенства». «Согласно показаниям всех свидетелей, ранние беспорядочные половые сношения и проституция, к-рой занимаются часто подростки уже в 14— 15 лет, составляет в Шеффильде чрезвычайно частое явление» (Ф. Энгельс, там же, стр. 223—229). В чем же видят Маркс и Энгельс причины этой безнравственности, ранних, беспорядочных половых сношений? В условиях труда и быта рабочего класса при капитализме, в эксплоатации женского и детского труда. Прежде всего сам фабрикант развращает работницу. «Служба на фабрике,—пишет Энгельс,— как и всякая другая, если не более, связана с правом первой'ночи хозяина, что, впрочем, само собой понятно. И в этом отношении фабрикант властен над телом своих работниц. Увольнение есть достаточная угроза, чтобы в 9 случаях из 10, если не в 99 из 100, победить всякое сопротивление девушки, которая и без того не слишком дорожит своим целомудрием. Если фабрикант достаточно для этого низок (а отчет комиссии рассказывает о многих таких фабрикантах), то его фабрика есть в то же время его гарем; если не все фабриканты пользуются этим правом своим, то положение девушек по существу дела от этого не меняется» («Положение рабочего класса в Англии»). В «Капитале» Маркс пишет: «Моральное искалечение, вытекающее из капиталистической эксплоатации женского и детского труда, с исчерпывающей полнотой описано Энгельсом в его „Положении рабочего класса в Англии"» (К. Маркс, «Капитал», т. I, 8-е изд.). Маркс и Энгельс показывают, как совместная работа лиц разных возрастов обоего пола на капиталистической фабрике, ночной труд и т. п. роковым образом влияют на их нравственность: «Совместное пребывание людей обоих полов и всякого возраста в одной мастерской, неизбежное сближение между ними, скопление людей, не получивших никакого интелектуального и нравственного воспитания в одном тесном пространстве—все это не может иметь благоприятных последствий на развитие женского характера» (Ф. Энгельс, «Положение рабочего класса в Англии», стр. 163—174). В одном из примечаний «Капитала» Маркс приводит следующее из отчета Интернационального статистического конгресса в Париже: «Помимо „разрушающего влияния ночного труда на человеческий организм" отмечается также „роковое влияние ночного совместного пребывания обоих полов в одних и тех же скудно освещенных мастерских"» («Капитал», т. I, 8-е изд., стр. 221, Примечание). Также жилищные условия пролетариата больших городов, скученность, переполнение жилищ отрицательно влияют на характер П. ж. пролетариата. Маркс приводит следующие слова д-ра Саймона: «...оно (переполнение жилищ) почти неизбежно обусловливает такое отрицание всяких приличии, такое грязное смешение тел и физических отправлений, такую наготу полов, что все это носит звериный, а не человеческий характер» («Капитал»,, т. I, 8-е изд., стр. 526). «Многие, не раздеваясь, спят без постели на голом полу—молодые мужчины и женщины, женатые и холостые без разбора, скученные вместе» («Капитал», т. I, 8-е изд., стр. 529). «Указывая на то, насколько часто случается, что взрослые люди обоего пола, женатые и неженатые, скучены (huddled) в тесных спальнях, их отчеты должны были приводить к убеждению, что при описанных обстоятельствах чувство стыда и приличия нарушается самым грубым образом, и что нравственность разрушается почти неизбежно» («Капитал», т. I, 8-е изд., стр. 549). Наконец все условия быта пролетариата в больших городах отрицательно влияют на воспитание детей. Маркс в своем первом томе «Капитала» приводит следующие слова д-ра Hunter'a: «Надо быть смелым пророком, чтоб предсказать все, чего можно ожидать от детей, к-рые при условиях, не имеющих себе равных в этой стране, теперь подготовляются воспитанием к тому, что они сделаются членами опасных классов—воспитываются, проводя до полуночи с людьми разных возрастов, пьяными, непристойными и сварливыми». По мере однако все большей организации пролетариата в класс, роста его сознательности и революционности, невоздержанность П. ж. перестает быть чертой, которая была свойственна ему в период времени, когда он формировался только как класс. П. ж. рабочего населения в капиталистическом обществе, вследствие раннего ознакомления с интимностями П. ж., совместной работы мужчин и женщин на фабриках и заводах, ранней экономической самостоятельности обоих полов, отсутствия взгляда на необходимость полового воздержания до брака, начиналась весьма рано; вместе с тем в отношениях между полами среди пролетариата существуют известные классовые идеалы и классовые обязанности. Половые связи завязываются здесь довольно рано, иногда появляется ребенок, иногда даже другой, затем уже совместная жизнь оформляется. И редко бывает, чтобы пролетарий, который хочет пользоваться уважением своих товарищей по классу, оставлял девушку, которую он сделал матерью. С этой точки зрения весьма важным является то обстоятельство, что квалифицированная работница весьма редко попадает в проститутки. Живя в своем классе, живя его бытом, его нравами, мало соприкасаясь с классами, сосредоточивающими свою жизнь на бездельи, нарядах, рафинированных удовольствиях, квалифицированная работница редко поддается соблазну этого класса и его погоне за удовольствиями. Даже в условиях безработицы она в своем классе находит поддержку и только крайняя степень нужды толкает ее к проституции. Сам же пролетариат значительно реже обращается к проституции, чем буржуазия. В отношениях между полами среди пролетариата чувство личной склонности и привязанности проявляется несравненно чаще, чем среди буржуазии, где все отношения являются отношениями, построенными на голом «расчете». Маркс и Энгельс совсем не случайно указывали на то, что хотя «у пролетариата понятие семьи не существует вовсе, в то же время встречаются наклонности к семейной жизни, упирающиеся на очень реальные отношения». Брачные отношения среди пролетариата прекращаются там, где чувство, склонность и привязанность исчезают. Различие в половых отношениях и в П. ж. пролетариата и буржуазии в капиталистических странах еще больше углубляется, когда пролетариат приходит к власти. Этот факт подтверждается многочисленными обследованиями, проведенными в нашей стране после Октябрьской революции. И если обследования, проведенные вскоре после пролетарской революции, показывают еще значительные влияния капитализма на половые отношения и П. ж., то чем ближе к настоящему времени, чем больше капиталистические элементы теряют свое значение в экономике, быту, психологии и сознании масс, тем более благоприятны становятся показатели половых отношений и П. ж. По данным Ротштейна по материалам анкеты, проведенной им в 1926 г. среди 1 055 рабочих Москвы возраста 17—25 лет, начало П. ж. до 14 лет было у 8,2%, в 15—17 лету 39,6%. Такую же картину мы имеем примерно и по ряду других обследований (Ласе, Баткис и'Гурвич, Платовский, Тарадин, Коган и Лебединский и др.), относящихся к первым примерно 5—9 годам после пролетарской революции. Эти обследования, по преимуществу рабочей и крестьянской молодежи, показывают, что П. ж. мужчин начиналась довольно рано, что может быть объяснено более ранней экономической состоятельностью рабочих и крестьян, но также и тем, что их воспитание и развитие проходило еще в условиях капиталистического строя и его влияний. Проведенное уже А. М. Фурмановым в 1931 г. обследование быта рабочей молодежи возраста 16—20 лет показывает, что только 37,6% обследованных маль- чиков начало жить П. ж. Это является бесспорным показателем оздоровляющих влияний последних лет. Женщина в нашей стране начинает половую жизнь позже, чем мужчина. По данным нашего обследования в 1929 г. среди украинских крестьянок П. ж. до 14 лет начало 0,4% обследованных, до 17 лет П. ж. живет уже 26,4% обследованных, до 19 л.—65,5% обследованных. В обследовании 1926 г. (Гуревич и Гроссер) харьковского студенчества, где мелкобуржуазная группа составляла только 6,1%, начинающих П. ж. до 14 л.—3,4%, до 17 л. П. ж. уже живет29,2%, до 19 л.—55,8%; после 23 л. П. ж. начинает жить только 8,8%. По данным Шейн-фогель в 1926 г. на основании обследования полусельского пролетариата трех фабрик до 13 л. половые сношения имело 0,9% обследованных женщин, на возраст 14—16 л. приходится уже 12%, в 17—20 л. кривая достигает максимальной высоты 69,8%, затем уже кривая начинает падать. По данным Герштейна в 1926 г. П. ж. в 14 л. начинает 0,56% работниц украинок, к 17 годам П. ж. уже живет 21,43%, к 20 г.'— 70,88%, к 24 г.—92,34%. Средний возраст начала П. ж. у женщин по Баткису 21,6 л., по Петренко 20 л., по обследованию 1926 г. (Гуревич)—23 г., по обследованию 1929 г. (Гуревич) крестьянок—19,02л.,по обследованию 1930/31 г. (Гуревич) работниц города Харькова—19,48 л. и служащих города Харькова—20,84 лет. Т. о. половая жизнь работницы и крестьянки начинается раньше, чем у мелкобуржуазных групп населения; крестьянка начинает П. ж. несколько раньше, чем работница. Обследование А. М. Фурманова 1931 г. показывает, что из обследованных им 827 девушек по преимуществу возраста 16—19 лет П. ж. жило только 9,72% обследованных. В П. ж. мужской молодежи нашей страны проституция не занимает того места, какое она имеет в П. ж. буржуазной молодежи. Если первый половой акт у буржуазной молодежи происходит по Мееровскому свыше чем в 90% с проституткой, то по данным Гельмана обследования 1922 г. первый половой акт с проституткой" был в 28%, по более позднему обследованию Баткиса—в 16,60%, по обследованию 1926 г. (Гуревич)—в 9%, по обследованию студенчества Ком. ун-та труд. Востока, опубликованному в 1930 г.,— в 6,3%, по обследованию А. М. Фурманова в 1931 г. П. ж. с проститутками начинало 3,3% обследованных им. Это сведение почти к нулю роли проституции в начале П. ж. нашей молодежи объясняется тем, что ликвидация безработицы в нашей стране привела не только к почти полному уничтожению проституции, но и к высоко сознательному отношению молодежи пролетарской страны к проституции. В нашем обследовании 1926 г. 95% обследованных писало, что относятся отрицательно к проституции. «Проституция,—писал один из обследованных,—это мерзкие остатки рабства; проституция развращает общество; ее нужно возможно быстрее уничтожить». «К проституции,—писал другой,—отношусь отрицательно; она* унижает женщину и свое собственное достоинство». Рядом с падением роли . проституции роль жены или друга в числе тех, с кем пролетарская мужская молодежь начинает П. ж., из года в год возрастает. По данным обследования московского студенчества 1904 г. и бреславльских врачей не было ни одного слу-| чая начала П. ж. с женой, по данным Баткиса •295 10,5% обследованных начинало свою П. ж. с женой; по данным обследования 1926 г. (Гу-ревич)—25,8%. По данным Когана и Лебединского на основании обследования рабочей молодежи Москвы (1928 г.) начинало П. ж. с женой и другом 37,9%, по данным Фурманова обследования 1931 г.—54,2%. Первое половое сношение было, по Лассу, у студенток в 33% с мужем, в 26% с человеком, с к-рым женщина затем вступила в брак. По обследованию 1926 г. (Гуревич) первое половое сношение было у 87% обследованных женщин с мужем или с любимым человеком, у 11%—со случайными знакомыми. По Когану и Лебединскому (1928 г.), первое половое сношение было с мужем в 82%, с товарищем в 16%, с случайными знакомыми в 2%. По Фурманову (1931)—с мужем и с другом в 85%, с случайным знакомым в 2;5%. Все эти данные с еще большей очевидностью, чем у мужчин, свидетельствуют о роли любви, дружбы, длительного знакомства как факторов, начинающих играть все более важную роль в начале П. ж. молодежи. Эти факторы приобретают значительную роль и в дальнейшей половой жизни. В первые годы после окончания гражданской войны и начала новой экономической политики многочисленные исследователи отмечали явления беспорядочной П. ж. и кратковременности половых связей у довольно значительной части молодежи нашей страны. Так, в обследовании 1926 г. (Гуревич) получены следующие данные: 1) 75% мужчин вступало в половую связь после короткого знакомства с женщиной; 2) половые связи неженатых мужчин в 73% продолжались недолго; 3) у женатых мужчин или у мужчин, бывших в браке, половые связи имели длительный характер только лишь в 63,4%; 4) 45% мужчин, состоя в браке, имело внебрачные половые сношения. У женщин: 1) 72% вступало в половые сношения после длительного знакомства; 2) половые связи у одиноких женщин в 54,5% носили длительный характер; 3) половые связи у замужних женщин или у тех, кто уже был замужем, в 72% носили длительный характер; 4) внебрачные половые связи были у 18%. Сравнивая данные Гуревича 1926 года с данными Гельмана 1922 г., видим, что процент длительных связей среди наших обследованных значительно выше. По Гельману, характер половых связей таков: у мужчин длительные связи—15,7%, кратковременные связи—58,1%, смешанные— 26,2%. Внебрачные связи женатых мужчин— 62%. У женщин: половые связи носили длительный характер в 44,8%, кратковременные—-в 55,2%. По данным Гуревича у мужчин длительные связи—48%, кратковременные— 25%, смешанные—27%; у женщин длительные связи—71%, кратковременные—21%, смешанные—7,3%. Т. о. уже цифры 1926 г. дают более благоприятные показатели по сравнению с 1922 г., обнаруживая бесспорную тенденцию упорядочения полового быта, находившегося в годы начала новой экономической политики под влиянием ожившей волны мелкобуржуазной стихии. Обследования следующих лет показывают, что с ростом социализма в нашей стране эти оздоровительные тенденции все больше укрепляются. По Когану и Лебединскому (1928 г.), длительные половые связи с одним лицом у мужчин уже отмечаются почти в 60%, у женщин в 91%. По данным обследования 1929 г.-(Гуревич) украинских крестьянок и в 1930—31 г. работниц и женщин служащих из крестьянок внебрачной П. ж. на протяжении двух последних лет перед обследованием жило, состоя в браке 4,2%, работниц 1,6%, служащих 2,5%. Эти последние цифры во много раз ниже 18% внебрачных связей замужних женщин нашего обследования 1926 г. Эти цифры, так же как и приведенные выше данные, свидетельствуют, что П. ж. в нашей стране весьма быстро оздоравливается, что сексуальные отношения начинают чем дальше, тем все больше базироваться на принципах «индивидуальной половой любви», в которой Энгельс видел «величайший нравственный прогресс» и которая совершенно чужда буржуазному обществу. И эта роль «индивидуальной половой любви» приобретает все большее значение не только в отношении между полами среди пролетариата нашей страны, но также и среди крестьянства. Обследование 1929 г. позволило нам притти к заключению, что условия современной деревни в большей мере, чем раньше, позволяют молодежи вступать в брак по взаимному влечению. «Деревенская молодежь,—пишет Макеев,—вступает в брак уже не по выбору отца или матери, а по собственному влечению». «Парень, вступая в брак по любви,—пишет Мурин о деревенской молодежи,— уже может хорошо ознакомиться с невестой. Это делает брак более прочным». Факторами, свидетельствующими об оздоровительных процессах П. ж., идущих в нашей стране и в свою очередь влияющих оздоровляюще на П. ж., являются стабилизация разводов в последние годы в нашей стране и уменьшение вен. заболеваемости (см. Половой вопрос, Венерические болезни). Правда, в деле борьбы с вен. б-нями, как и с абортивностью, здравоохранению предстоит еще большая и нелегкая задача. В ряде своих работ Маркс, Энгельс и Ленин указывают, какие основные моменты будут, когда пролетариат станет у власти, способствовать оздоровлению сексуальных отношений. Показывая в первом томе «Капитала». как совместная работа лиц разных возрастов обоего пола на капиталистической фабрике роковым образом влияет на сексуальную нравственность, Маркс писал: «Точно так же ясно, что сочетание в комбинированном рабочем персонале лиц обоего пола и разнообразнейших возрастов, являющееся зачумленным источником испорченности и рабства, пока оно выступает в своей грубой, стихийно сложившейся капиталистической форме, при к-рой рабочий существует для процесса производства, а не процесс производства для рабочего, что это же сочетание при соответствующих условиях должно, наоборот, превратиться в источник человеческого развития». Октябрьская революция создала в нашей стране то положение, когда не рабочий существует для процесса производства, а процесс производства существует для рабочего; тем самым условия, которые раньше являлись зачумленным источником испорченности, превратились в источник человеческого развития. Труд, который раньше на капиталистической фабрике был подневольным, пе ограниченным никакими, в сущности говоря, законами, труд, раньше в темных, переполненных, антигигиенических помещениях, такой труд не мог не влиять отрицательно на сексуальную нравственность. Совсем иное дел® труд, к-рый в советской стране уже стал «делом славы, чести и геройства». Труд в прекрас- но оборудованных светлых гиг. помещениях не может не явиться фактором оздоравливаю-щего значения. Социалистическое соревнование и ударничество, привлечение трудящихся к широкой государственной и общественной деятельности, учеба, к-рой в советской стране охвачены миллионы трудящихся, широкое развитие разумного и культурного отдыха, спорта и физкультуры вместо пьянства и дебошей, к-рые когда-то были единственным видом досуга масс,-—все это способствует сублимации сексуального, переключению его в здоровое социальное русло. Не меньшее значение для оздоровления П. ж. имело уничтожение, уже в момент прихода к власти пролетариата, публичных домов, кафешантанов, баров и т. п. притонов явной и тайной проституции, разлагающе влиявших на П. ж.; с несомненным успехом в первые же годы после революции была проведена жесточайшая борьба с порнографической литературой; было проведено в жизнь совместное воспитание и обучение мальчиков и девочек; половое воспитание и просвещение было выдвинуто как важная задача. Огромное влияние на оздоровление П. жизни имело уравнение в политических правах мужчин и женщин в нашей стране, их экономическое равноправие, привлечение женщин к общественному труду, новые формы семьи, созданные на основе политического и экономического равноправия полов и новых законов о браке и разводе. Энгельс придавал всем этим факторам в смысле их оздоравливаю-щего влияния на П. ж. колоссальнейшее значение. Он писал: «Освобождение женщины предполагает своим первым предварительным условием возвращение всего женского пола к общественному труду, а это требует в свою очередь, чтобы индивидуальная семья перестала быть основной хозяйственной ячейкой общества... Мы идем навстречу общественному перевороту, когда существовавшие до сих пор экономические основы моногамии столь же неминуемо исчезнут, как и ее дополнение—проституция». «С исчезновением же проституции моногамия вместо того, чтобы прекратить свое существование, станет наконец действительностью и для мужчин». «Равноправие женщины, судя по всему прежнему опыту, будет в бесконечно более сильной степени содействовать тому, что мужчины станут действительно моногамны, чем тому, что женщины проявят стремление к полиандрии (многомужеству)». «Полная свобода при заключении брака может быть т. о. вполне проведена только после того, как уничтожение капиталистического производства и созданных им отношений собственности устранит те побочные экономические соображения, оказывающие еще в наст, время столь громадное влияние на выбор супругов. Тогда не останется уже другого мотива, кроме взаимной склонности». В оздоровлении П. ж. большую роль должна играть половая гигиена. .Главная задача половой гигиены детей и подростков состоит в предотвращении преждевременного развития полового чувства, тем самым онанизма и 'раннего начала П. ж. Эта задача решается правильным половым воспитанием (см.), гигиенически разумным питанием, уходом за телом детей и подростков, за их постелью. Гигиена П. ж. включает в себя гигиену мен-струаций,беременности, послеродового периода. Это же относится и к профилактике вен. б-ней и к знаниям о противозачаточных средствах. Половая гигиена включает в себя вопросы, касающиеся не только физиологии и патологии П. Ж., НО И ГрЯДУЩИХ ПОКОЛеНИЙ. З. Гуревич. Лит.—см. лит. к ст. Половое воспитание и Половой вопрос.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Смотреть что такое "ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ" в других словарях:

  • ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ — совокупность соматических (телесных), психических и социальных процессов, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение …   Большой Энциклопедический словарь

  • половая жизнь — сово купность соматических, психических и социальных процессов, к рыми движет и посредством к рых удовлетворяется половое влечение (см. сексуальное поведение). Вне зависимости от генитальных проявлений П. ж. человека содержит духовное общение, в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • половая жизнь — Совокупность телесных, психических и социальных процессов, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология …   Справочник технического переводчика

  • Половая жизнь — Секс (англ. sex, фр. sexe, лат. sexus пол) деятельность человека с целью получить совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения или желания продолжить род …   Википедия

  • половая жизнь — совокупность соматических (телесных), психических и социальных процессов, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение. * * * ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ, совокупность соматических (телесных), психических и… …   Энциклопедический словарь

  • ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ — совокупность телесных, психических и социальных проявлений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение. В обиходной речи выражение «половая жизнь» употребляется как синоним половой активности. В понятие П. ж.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Половая жизнь —         совокупность соматических (телесных), психических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение.          Пол и половое поведение. Общей биологической основой полового… …   Большая советская энциклопедия

  • Половая жизнь — I Половая жизнь у человека представляет собой совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит половое влечение. По сравнению с менее высокоорганизованными видами млекопитающих у человека уменьшается роль… …   Медицинская энциклопедия

  • половая жизнь — совокупность физиологических, психических и социальных процессов, посредством которых удовлетворяется половое влечение …   Большой медицинский словарь

  • Половая Жизнь — совокупность телесных, психических и социальных процессов, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение. (Источник: Сексологический словарь) совокупность телесных, психических и социальных процессов, в основе… …   Сексологическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.